В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в образовательных организациях:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
• дистанционное обучение.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающиеся выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Допускается сочетание различных форм получения образования.
К вопросу выбора формы обучения нужно подходить индивидуально, учитывая возможности ребенка.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ МО г.Нягань СОШ №14 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
В МАОУ МО г.Нягань СОШ №14 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• вопросы деятельности МАОУ МО г.Нягань СОШ №14, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами МАОУ МО г.Нягань СОШ №14;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• школа не реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также с целью развития и коррекции их познавательной и эмоционально-личностной сферы в школе работают педагоги-психологи, социальный педагог, учитель-логопед;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ МО г.Нягань СОШ №14 проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими особенности в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
• детям с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется прохождение территориальной психолого – медико – педагогической комиссии (в соответствии со сроками в их картах ИПРА), где специалисты разного профиля (педагог – психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, врач педиатр, психиатр детский) выявят проблемы и дадут рекомендации для их решения.
• для детей-инвалидов, которые являются учащимися 9-х и 11-х классов, есть возможность сдать экзамены государственной итоговой аттестации в форме Государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
- В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях образования. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
- Согласно Закону №181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Также в школе ведется работа с детьми, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
Такая работа предоставляется в следующих формах:
1. психолого-педагогическое консультирование обучающегося, его родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2. диагностическое обследование ребенка педагогами, психологами, социальным педагогом;
3. коррекционно-развивающие занятия с обучающимся;
4. занятия по профориентации;
5. занятия по социальной адаптации.
Предоставление помощи обучающимся оказывается на бесплатной основе, на основании согласия в письменной форме родителей (законных представителей) на обследование их ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума школы.